Планета — греческое слово; оно значит — блуждающая звезда. Движение планет было замечено уже в глубокой древности; первые наблюдатели скоро научились отличать эти светила от звезд, которые, по-видимому, остаются не­подвижными относительно друг друга. Проследите за той или другой планетой, и вы увидите, что она движется по отношению к звездам к востоку, останавливается на неде­лю-другую, затем снова начинает перемещаться, но уже в противоположную сторону.

Присмотритесь к Венере, или так называемой вечерней звезде: появляясь по вечерам на западе непосредственно после заката Солнца, она постепенно начинает подниматься все выше и выше над горизонтом, оставаясь на своем месте час, два, три, затем она снова опускается по направ­лению к горизонту и исчезает на некоторое время совер­шенно, чтобы опять появиться, но уже с противоположной стороны; она делается, таким образом, утренней звездой, загораясь на небе перед восходом Солнца.

Меркурий гораздо реже, чем Венера, выступает из сол­нечных лучей: едва мы успели разглядеть его в течение нескольких вечеров, как он опять возвращается к Солнцу. Наоборот, Сатурн, в действительности значительно дальше отстоящий от Солнца, чем вышеупомянутые планеты, виден на небе в продолжение многих месяцев, —так величественно и медленно совершает он свой дальний путь вокруг центрального светила.

Древние видели в движении планет что-то чудесное и сверхъестественное; они приписывали планетам известное влияние на судьбы мира. Жрецы называли их именами богов, которым поклонялись. Так, вечерняя звезда, свер­кающая своими прекрасными белыми лучами, сделалась олицетворением греческой богини красоты и получила на­звание Венеры; планета, с царственной величавостью мед­ленно проходящая между созвездиями, получила название главного бога — Юпитера; Марс стал олицетворять собой войну благодаря кроваво-красному отблеску своих лучей; Сатурн, который движется медленнее, чем все прочие планеты, сделался символом времени и судьбы, а Мерку­рий, проворный и быстрый, то бегающий вслед за колес­ницей лучезарного бога Феба, то опережающий его, «докла­дывая» таким стразом о приближении великолепного бога, естественно, казался божественным вестником.

Вселенная, по представлению древних мыслителей, со­стояла из девяти кругов, или сфер; по этим сферам дви­жутся планеты (к которым причисляли и Солнце) вокруг Земли как центра и средоточия мира. Наружной, самой крайней сферой считалась твердая куполообразная оболоч­ка неба, на которой неподвижно укреплены звезды.

Промежутки между сферами не одинаковы, но строго пропорциональны, следствием чего является торжественная музыка, или небесная гармония; обитатели Земли будто бы не могут слышать этих стройных мелодий, потому что уши их свыклись с ними: так люди, живущие вблизи водопада, перестают различать его шум.

За пределами семи планетных сфер находилась восьмая —сфера неподвижных звезд, и, наконец, девятым, и последним, кругом считался Эмпирей, или жилище «бла­женных», то есть рай, по утверждению возникшей позднее христианской религии.

Все это обширное здание, как полагали, было построено из горного хрусталя — вещества твердого и прозрач­ного.

Такова Птолемеева система, которая в течение многих веков господствовала в умах людей. Что касается гармо­нии сфер, то в нее верил еще Кеплер. По его мнению, Сатурн и Юпитер были басы, Ма.рс — тенор, Венера — контр­альто и Меркурий — сопрано.

Аристотель и Птолемей вместе с другими философами были того мнения, что все небесные тела обращаются около Земли по кругам, так как круг есть самая «совершенная» из геометрических фигур. Между тем на самом деле пла­неты вовсе не движутся вокруг Земли, а, наоборот, вместе с земным шаром кружатся около Солнца; кроме того, они вращаются вовсе не по кругам, а по эллипсам.

Нет ничего удивительного в том, что Птолемеева систе­ма создавала массу затруднений астрономам; чтобы согла­совать основные ее положения с тем, что они наблюдали, они принуждены были делать много добавочных предполо­жений. Так, например, планеты, двигаясь по эллипсам, а пути ближе к Солнцу, чем в других; с другой стороны, разные планеты, в том числе и Земля, делают полный оборот вокруг Солнца не в одинаковые промежутки вре­мени; поэтому каждая из них может находиться то ближе к Земле, то дальше. Кроме того—и это главное, — вслед­ствие взаимных перемещений Земли и планет в простран­стве мы их видим постоянно перемещающимися среда созвездий то в одну сторону, то в обратную.

Чтобы объяснить эти явления, Птолемей и его последо­ватели прибегли к следующему приему. Они утверждали, что планеты имеют центром своей орбиты не самую Землю, а точку, которая лежит далеко вне ее. Таким образом, дело объясняется так: описывая круг около точки, лежащей сбоку от Земли и, в свою очередь, обращающейся вокруг нее по кругу, Марс, конечно, должен быть то ближе к Земле, то дальше и перемещаться то в одну, то в другую сторону.

Такого рода устройство получило название системы эпициклов.

Чем многочисленнее и точнее становились астрономиче­ские наблюдения, тем все больше и больше накоплялось в теории этих эпициклов, расположение которых изменяли, смотря по обстоятельствам. Каждый век прибавлял новый круг, новое колесо в мировой механизм, так что в XVI столетии, во времена Коперника, система мира, разработанная на основе теории Птолемея, состояла уже из 79 кругов.

Рис. 56. Видимый путь планеты Марса- среди созвездий в 1935 году.
Рис. 56. Видимый путь планеты Марса- среди созвездий в 1935 году.

 

Эта система мира, утверждающая неподвижность земно­го шара, безраздельно царила в умах еще веего три века назад; во Франции при Людовике XIV и даже прй Людо­вике ХУ, то есть, значит, в XVII и XVIII Беках, система эта еще преподавала® в школах благодаря усердиям като­лических катеров, которые никак не могли примириться с тем, что Земля не есть центр Мироздания; допустить это — значило подорвать все основы христианской религии.

Коперник первый обосновал рядом многочисленных соображений теории движения планетного мира вокруг Солнца: на основании своих упорных многолетних трудов он пришел к убеждению, что, приписав Земле двойное движение — вокруг самой себя в 24 часа и вокруг Солнца в збб1/4 дней, — мы получаем возможность легко и просто объяснить движения небесных светил, не прибегая к слож­ной системе кругов, или хрустальных сфер.

Гипотеза о подвижности Земли высказывалась за много веков до Коперника различными философами: Плутархом, Филолаем, Гераклитом, пифагорейцем Экфантом.

Ученый кардинал Николай Куза в XV веке считал эту« гипотезу весьма вероятной, о чем свидетельствуют его со­чинения.

Но Коперник посвятил всю свою жизнь выработке но­вой теории; он разрабатывал ее с терпением астронома, со строгостью математика, с беспристрастием мудреца и глу­бокомыслием философа.

Поэтому Коперник — бесспорно истинный творец при­знанной всеми системы мира; его имя остается связанным с нею навсегда.

Он сделался величайшим человеком своего времени благодаря своим гениальным способностям и необыкновен­ному трудолюбию. Его дядя, епископ, нередко выражал свое недоумение по поводу образа жизни своего ученого племянника, не понимая, зачем он тратит время на астро­номию.

Но этому поводу нам вспоминается леди Байрон: спустя неделю после своего замужества она удивлялась тому, что Байрон все пишет стихи, и спрашивала: «Когда все это кончится?»

Инквизиционный комитет католической церкви в своих заседаниях, происходивших под председательством папы в 1610 и 1033 годах, объявил систему Коперника еретиче­ской и предал проклятию все книги, доказывающие вращение Земли. В продолжение всего XVII и части XVIII века в Парижском университете — Сорбонне — профессора астро­номии, рассматривали систему Коперника как теорию удоб­ную, но ложную.

Рис. 57. Система Коперника. (Рисунок из сочинения Коперника 1643 год.)

В эпоху Людовика XIV в астрономических атласах Земля изображалась еще в центре мироздания, окруженная символическими фигурами греческих богов: Венерой, Мер­курием, Марсом, Юпитером и Сатурном.

Но труды Галилея, Кеплера, Ньютона, Брадлея, Даламбера, Лагранжа, Лапласа, Гершеля, Леверье и других ве­ликих умов, блестящим образом подтвердив открытие Коперника, дали новейшей астрономии незыблемое основание, на котором она начала развиваться и делать все новые и новые завоевания.

Заблуждениям, обману чувств наступил конец, - истина, наконец, открылась перед настойчивостью научного исследования.

Оканчивая этим историю видимых движений планет, перейдем теперь к описанию отдельных членов великой солнечной семьи.