Планета — греческое слово; оно значит — блуждающая звезда. Движение планет было замечено уже в глубокой древности; первые наблюдатели скоро научились отличать эти светила от звезд, которые, по-видимому, остаются неподвижными относительно друг друга. Проследите за той или другой планетой, и вы увидите, что она движется по отношению к звездам к востоку, останавливается на неделю-другую, затем снова начинает перемещаться, но уже в противоположную сторону.
Присмотритесь к Венере, или так называемой вечерней звезде: появляясь по вечерам на западе непосредственно после заката Солнца, она постепенно начинает подниматься все выше и выше над горизонтом, оставаясь на своем месте час, два, три, затем она снова опускается по направлению к горизонту и исчезает на некоторое время совершенно, чтобы опять появиться, но уже с противоположной стороны; она делается, таким образом, утренней звездой, загораясь на небе перед восходом Солнца.
Меркурий гораздо реже, чем Венера, выступает из солнечных лучей: едва мы успели разглядеть его в течение нескольких вечеров, как он опять возвращается к Солнцу. Наоборот, Сатурн, в действительности значительно дальше отстоящий от Солнца, чем вышеупомянутые планеты, виден на небе в продолжение многих месяцев, —так величественно и медленно совершает он свой дальний путь вокруг центрального светила.
Древние видели в движении планет что-то чудесное и сверхъестественное; они приписывали планетам известное влияние на судьбы мира. Жрецы называли их именами богов, которым поклонялись. Так, вечерняя звезда, сверкающая своими прекрасными белыми лучами, сделалась олицетворением греческой богини красоты и получила название Венеры; планета, с царственной величавостью медленно проходящая между созвездиями, получила название главного бога — Юпитера; Марс стал олицетворять собой войну благодаря кроваво-красному отблеску своих лучей; Сатурн, который движется медленнее, чем все прочие планеты, сделался символом времени и судьбы, а Меркурий, проворный и быстрый, то бегающий вслед за колесницей лучезарного бога Феба, то опережающий его, «докладывая» таким стразом о приближении великолепного бога, естественно, казался божественным вестником.
Вселенная, по представлению древних мыслителей, состояла из девяти кругов, или сфер; по этим сферам движутся планеты (к которым причисляли и Солнце) вокруг Земли как центра и средоточия мира. Наружной, самой крайней сферой считалась твердая куполообразная оболочка неба, на которой неподвижно укреплены звезды.
Промежутки между сферами не одинаковы, но строго пропорциональны, следствием чего является торжественная музыка, или небесная гармония; обитатели Земли будто бы не могут слышать этих стройных мелодий, потому что уши их свыклись с ними: так люди, живущие вблизи водопада, перестают различать его шум.
За пределами семи планетных сфер находилась восьмая —сфера неподвижных звезд, и, наконец, девятым, и последним, кругом считался Эмпирей, или жилище «блаженных», то есть рай, по утверждению возникшей позднее христианской религии.
Все это обширное здание, как полагали, было построено из горного хрусталя — вещества твердого и прозрачного.
Такова Птолемеева система, которая в течение многих веков господствовала в умах людей. Что касается гармонии сфер, то в нее верил еще Кеплер. По его мнению, Сатурн и Юпитер были басы, Ма.рс — тенор, Венера — контральто и Меркурий — сопрано.
Аристотель и Птолемей вместе с другими философами были того мнения, что все небесные тела обращаются около Земли по кругам, так как круг есть самая «совершенная» из геометрических фигур. Между тем на самом деле планеты вовсе не движутся вокруг Земли, а, наоборот, вместе с земным шаром кружатся около Солнца; кроме того, они вращаются вовсе не по кругам, а по эллипсам.
Нет ничего удивительного в том, что Птолемеева система создавала массу затруднений астрономам; чтобы согласовать основные ее положения с тем, что они наблюдали, они принуждены были делать много добавочных предположений. Так, например, планеты, двигаясь по эллипсам, а пути ближе к Солнцу, чем в других; с другой стороны, разные планеты, в том числе и Земля, делают полный оборот вокруг Солнца не в одинаковые промежутки времени; поэтому каждая из них может находиться то ближе к Земле, то дальше. Кроме того—и это главное, — вследствие взаимных перемещений Земли и планет в пространстве мы их видим постоянно перемещающимися среда созвездий то в одну сторону, то в обратную.
Чтобы объяснить эти явления, Птолемей и его последователи прибегли к следующему приему. Они утверждали, что планеты имеют центром своей орбиты не самую Землю, а точку, которая лежит далеко вне ее. Таким образом, дело объясняется так: описывая круг около точки, лежащей сбоку от Земли и, в свою очередь, обращающейся вокруг нее по кругу, Марс, конечно, должен быть то ближе к Земле, то дальше и перемещаться то в одну, то в другую сторону.
Такого рода устройство получило название системы эпициклов.
Чем многочисленнее и точнее становились астрономические наблюдения, тем все больше и больше накоплялось в теории этих эпициклов, расположение которых изменяли, смотря по обстоятельствам. Каждый век прибавлял новый круг, новое колесо в мировой механизм, так что в XVI столетии, во времена Коперника, система мира, разработанная на основе теории Птолемея, состояла уже из 79 кругов.
Эта система мира, утверждающая неподвижность земного шара, безраздельно царила в умах еще веего три века назад; во Франции при Людовике XIV и даже прй Людовике ХУ, то есть, значит, в XVII и XVIII Беках, система эта еще преподавала® в школах благодаря усердиям католических катеров, которые никак не могли примириться с тем, что Земля не есть центр Мироздания; допустить это — значило подорвать все основы христианской религии.
Коперник первый обосновал рядом многочисленных соображений теории движения планетного мира вокруг Солнца: на основании своих упорных многолетних трудов он пришел к убеждению, что, приписав Земле двойное движение — вокруг самой себя в 24 часа и вокруг Солнца в збб1/4 дней, — мы получаем возможность легко и просто объяснить движения небесных светил, не прибегая к сложной системе кругов, или хрустальных сфер.
Гипотеза о подвижности Земли высказывалась за много веков до Коперника различными философами: Плутархом, Филолаем, Гераклитом, пифагорейцем Экфантом.
Ученый кардинал Николай Куза в XV веке считал эту« гипотезу весьма вероятной, о чем свидетельствуют его сочинения.
Но Коперник посвятил всю свою жизнь выработке новой теории; он разрабатывал ее с терпением астронома, со строгостью математика, с беспристрастием мудреца и глубокомыслием философа.
Поэтому Коперник — бесспорно истинный творец признанной всеми системы мира; его имя остается связанным с нею навсегда.
Он сделался величайшим человеком своего времени благодаря своим гениальным способностям и необыкновенному трудолюбию. Его дядя, епископ, нередко выражал свое недоумение по поводу образа жизни своего ученого племянника, не понимая, зачем он тратит время на астрономию.
Но этому поводу нам вспоминается леди Байрон: спустя неделю после своего замужества она удивлялась тому, что Байрон все пишет стихи, и спрашивала: «Когда все это кончится?»
Инквизиционный комитет католической церкви в своих заседаниях, происходивших под председательством папы в 1610 и 1033 годах, объявил систему Коперника еретической и предал проклятию все книги, доказывающие вращение Земли. В продолжение всего XVII и части XVIII века в Парижском университете — Сорбонне — профессора астрономии, рассматривали систему Коперника как теорию удобную, но ложную.
Рис. 57. Система Коперника. (Рисунок из сочинения Коперника 1643 год.)
В эпоху Людовика XIV в астрономических атласах Земля изображалась еще в центре мироздания, окруженная символическими фигурами греческих богов: Венерой, Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном.
Но труды Галилея, Кеплера, Ньютона, Брадлея, Даламбера, Лагранжа, Лапласа, Гершеля, Леверье и других великих умов, блестящим образом подтвердив открытие Коперника, дали новейшей астрономии незыблемое основание, на котором она начала развиваться и делать все новые и новые завоевания.
Заблуждениям, обману чувств наступил конец, - истина, наконец, открылась перед настойчивостью научного исследования.
Оканчивая этим историю видимых движений планет, перейдем теперь к описанию отдельных членов великой солнечной семьи.