Мы не будем следовать обычаю, который состоит в том, что раньше излагаются явления в том виде, как они нам кажутся, чтобы затем показать, что этот вид обманчив.
Мы прямо начнем с того, что существует на самом деле.
Нет ничего более любопытного и интересного, чем именно эти вращательные движения Земли, потому что они отражаются на всем строе наших суждений, давая нам понятие о времени.
Продолжительность нашего существования, отдельные периоды нашей жизни, даты нашего календаря, исторические эпохи, вообще все события, происходящие во времени, мы можем отметить только благодаря движениям Земли.
Светила, разбросанные по небесному своду, в высокой степени отличны друг от друга.
На Луне, например, не бывает больше 12 дней и 12 ночей в году, который имеет там такую же продолжительность, как у нас на Земле.
На Юпитере год почти в 12 раз длиннее нашего, тогда как сутки больше чем наполовину короче наших; таким образом, на этой планете год имеет 10 445 дней.
На Сатурне год в 30 раз длиннее нашего, а дни вдвое с лишним короче наших, и поэтому год Сатурна имеет 25 217 дней.
Что остается сказать теперь о Нептуне, где каждый год длится больше чем полтора столетия, именно составляет 165 наших быстротечных лет!
Семнадцатилетняя девушка на Нептуне па самом деле прожила 2 888 лет, по нашему счислению; такая девушка жила уже за тысячу лет до нашей эры, была современницей Ромула, Юлия Цезаря, Константина, Хлодвига, Карла Великого, Франциска I, Людовика XIY, Робеспьера, и ей все-таки не больше семнадцати лет! Лет через 300—400, по нашему счету, она выйдет замуж за молодого человека— предмет ее девических мечтаний, — которому будет не меньше 3 тысяч лет. Существуют ли действительно на Нептуне такие девушки, мы, конечно, не знаем.
Измерение времени производилось прежде только по суткам и месяцам, так как смена ночей и дней и изменяющиеся фазы Луны больше всего бросались в глаза первобытному человеку; годичному счислению люди научились значительно позже. Отголоском этой эпохи служат древнеиндийские поэмы, которые повествуют о том, какой страх овладевал человеком при наступлении ночи.
«Солнце, благодетельное Солнце исчезло на западе. Уверены ли мы, что оно снова появится завтра на востоке? Что, если оно не вернется? Не будет у нас ни света, ни теплоты... Холодная темная ночь царит над Землей. Как снова отыскать божественный огонь? Чем можно заменить лучезарное светило, откуда взять его небесный свет?
Вот загорелись звезды, взошла Луна и своим сиянием затопила весь мир. Но это не Солнце, это не дневной свет! А вот занимается заря, она разгорается все больше и больше нот блеснули первые золотые лучи. Солнце — божество небес!
Да снизойдет на тебя благословение! Не забывай возмещаться к нам!»
Что такое день? Что такое ночь?
Это — два противоположных явления, вызванных вращательным движением Земли вокруг Солнца.
Если бы наша Земля не вращалась, то всегда одна и та же сторона земного шара была бы обращена к дневному светилу; страны этой части Земли постоянно пользовались им его светом, тогда как противоположная сторона Земли постоянно была бы погружена во мрак — тут царила бы печная ночь.
Посмотрим на земной шар в какой-нибудь определенный момент, например тогда, когда у нас полдень. В эту минуту мы находимся на срединной линии полушария, освещенного Солнцем:
Земной шар отбрасывает в противоположную от себя сторону тень, поэтому в страны, расположенные на другом полушарии, ни один солнечный луч проникнуть не может: в то время как у нас день, там ночь.
Но Земля вертится; через 12 часов мы, в свою очередь, будем в полосе тени, и у нас будет полночь.
Переверните рисунок, и тогда освещенная часть Земли будет находиться внизу, а неосвещенная — наверху.
Но эта тень, отбрасываемая Землей, не распространяется на весь мир, как это нам кажется по первому впечатлению; она охватывает собой пространство, имеющее форму конуса, основанием которого служит окружность Земли, которая имеет в длину 40 миллионов километров. То, что находится в пространстве вне этого теневого кольца, остается освещенным вечно, тут ночи никогда не бывает.
Теневой конус, отбрасываемый Землей, довольно велик, — от вершины его до основания считается 1 390 тысяч километров. Случается иногда, что Луна, отстоящая от Земли на расстоянии 384 тысяч километров, попадает в полосу, занятую тенью, тогда наступает лунное затмение.
Чтобы иметь представление о вращении Земли, возьмем какое-нибудь шарообразное тело, проткнем его иглой и начнем вращать его пальцами так, чтобы оно кружилось наподобие колеса.
Игла изображает собой ось; противоположные точки и шарика, в которых эта ось просверливает его поверхность, называются полюсами.
Вот два важных понятия, которые легко можно удержать в памяти. Мы знаем теперь, что такое ось земного шара: это направление воображаемой линии, которая пересекает его насквозь через центр с одного конца в другой и вокруг которой происходит суточное вращение его. Мы знаем также, что нужно разуметь под полюсами.
На рис. 4 изображено, каким образом происходит последовательное чередование дня и ночи в различных странах. Париж, как мы видим, лежит как раз против Солнца, тут, значит, полдень. Страны, расположенные налево от Франции, находятся к востоку от нее, они вышли из теневой полосы раньше, чем она, и поэтому раньше, чем она, прошли под Солнцем. Таким образом, в то время как в Париже полдень, в Вене 1 час, в Суэце 2 часа, в Тегеране 3 часа, в Бухаре 4 часа, в Дели (Индия) 5 часов, и т. д. В местах, расположенных на одной и той же часовой линии, часы показывают одно и то же время. Эти часовые линии называются меридианами и представляют собой круги, которые расходятся от одного полюса и сходятся к другому.
Если мы рассечем шар па две равные части по плоскости, перпендикулярной к оси вращения, то мы получим таким путем экватор. Это — большой круг, образованный поперечным сечением, плоскость которого перпендикулярна к оси шара.
Чтобы определять положение точек поверхности относительно экватора между полюсом и экватором, проводят на шаре круги вокруг оси вращения земли; эти круги называются кругами широты, или географическими параллелями.
Когда в Париже полдень, то во всех местах, расположенных на линии, которая соединяет оба полюса и на которой лежит Париж, будет также полдень, именно: в Бурлее, Каркассоне, Барселоне, Алжире, Гамбе (юг Африки) и пр.
Tо же самое можно сказать про места, расположенные на всяком другом меридиане.
На прилагаемом рисунке (рис. 4) города, разбросанные и в разных частях света, обозначены цифрами.
Когда в Париже полдень, то в каждом из обозначении из пунктов (опуская малоизвестные города) часы показывают следующее время:
1. Париж . . . . |
полдень |
14. Сан-Франциско |
Зч. |
41 м. утра |
|
2. Вена.................... |
12 ч. 56 м. |
15. Сан-Диего . . |
4 |
02 » |
|
:i. Ленинград . . |
1 |
52 |
16. Мексико . . . |
5 |
14 » |
5. Тегеран . . . . |
3 |
16 |
17. Новый Орлеан |
5 |
50 » |
(к Бухара . . . . |
4 |
03 |
|
6 |
21 » |
7. Дели................... |
5 |
00 |
6 |
55 » |
|
9. Бейпин . . . . |
7 |
37 вечера |
20. Квебек .... |
7 |
06 » |
10, Иеддо . . . . |
9 |
10 » |
21. Мыс Фарвель . |
8 |
55 » |
11. Охотск . . . . |
9 |
23 » |
22. Рейкьявик . . |
10 |
23 » |
12. Алеутские ост |
23. Лиссабон . . . |
11 |
14 » |
||
рова . . . . |
12 |
45 ночи |
24. Мадрид . . . . |
11 |
36 » |
13. Петропавловск |
1 |
35 утра |
25. Лондон . . . . |
11 |
51 » |
Франция, расположенная между океаном и Рейном, занимает пространство, пробегаемое Солнцем всего в 49 минут.
Обратим внимание на довольно любопытные последствия, которые вытекают из этой разницы во времени в различных городах. Нью-Йорк, например, опаздывает на 5 час. 5 мин. в сравнении с Парижем, а Сан-Франциско — на 8 час. 19 мин.
Если бы из Парижа можно было передавать телеграфные сообщения в эти города непосредственно, то, принимая во внимание колоссальную скорость распространения электрического тока, телеграмма, посланная из Парижа, была бы получена в Нью-Йорке на 5 час. 5 мин., а в Сан-Франциско — на 8 час. 19 мин. раньше времени отправления. Если бы, например, телеграмма была послана из Парижа 1 января 1880 года в 4 часа утра, то она прибыла бы в Нью-Йорк 31 декабря 1879 года в 10 час. 55 мин. утра, а в числа в 7 час. 41 мин. вечера.
Какова точная продолжительность дня?
Уже в древности день делился на 24 части, причем счет велся либо с полудня, либо с заката Солнца, либо с полуночи, обнимая собой промежуток времени между двумя полуднями.
Каждый знает, что Солнце восходит утром на востоке, медленно подымается по небу, достигает наибольшей высоты в полдень, затем начинает медленно опускаться и вечером закатываться на западе. Когда мы стоим так, что восток у нас слева, а запад справа, тогда юг находится впереди нас, а север позади. Проведя мысленно по небесной сфере большой круг над головой таким образом, чтобы он пересекал север и юг, мы получим небесный меридиан; Солнце пересекает этот меридиан в полдень.
Промежуток времени между двумя прохождениями Солнца через меридиан и составляет сутки, или 24 часа.
Точные наблюдения показали, однако, что это еще не представляет собой истинной продолжительности суточного вращения Земли. В самом деле, Солнце не проходит через меридиан в равные промежутки времени: оно пересекает меридиан то раньше, то позже.
Звезды восходят на востоке, так же как и Солнце, и закатываются на западе.
Между двумя последовательными прохождениями звезды через меридиан проходит 86 164 секунды, никогда по больше, не меньше, но эти 86 164 секунды не составляют ровно 24 часа, а несколько меньше, именно 23 час. 56 мин. 4 сек. Такова истинная и точная продолжительность суточного вращения Земли около ее оси.
В году считается 365 дней, в действительности же Земля успевает в год сделать 366*4 полных оборотов, то есть ровно на один оборот больше, чем принято считать, чтобы согласовать календарь с движением Солнца.
Эта разница объясняется очень просто, если принять г.о внимание, что Земля, вращаясь около своей оси, кружится в то же время вокруг Солнца. Возьмем какую-нибудь точку земного шара как раз в тот момент, когда она находится против Солнца, то есть когда дневное светило пересекает в полдень ее меридиан. Назавтра, к 12 часам дня, Земля успеет уже сделать полный оборот около своей оси; но за этот промежуток времени она передвинется на известное расстояние вправо по своей годовой орбите; это перемещение земного шара вправо скажется в видимом отступлении Солнца влево, и для того, чтобы наша точка снова очутилась как раз против Солнца, Земля должна еще вращаться около себя в~ течение 3 мин. 56 сек. Такая история повторяется ежедневно — вот почему солнечные, или обыкновенные, сутки оказываются длиннее суточного оборота Земли.
Полное обращение Земли вокруг Солнца совершается приблизительно в 365*4 дней, поэтому каждые 4 года приходится прибавлять по одному дню, считая високосный год в 366 дней. Но эта 1/4 дня — величина не точная, а приближенная. Чтобы получить точную длину года, нельзя прибавлять к 365 дням еще ровно если в продолжение многих столетий считать високосным годом каждый четвертый, то мы будем подвигаться в счете медленней, чем следует,. и начнем заметно отставать от хода естественных явлений. Так оно в действительности когда-то и служилось. Римский папа Григорий XIII предпринял реформу римского календаря (по этому календарю велось летосчисление со времени Юлия Цезаря, который впервые и ввел систему високосных годов).
Астрономы XVI столетия исправили ошибку, накопленную в течение многих веков, и высчитали, что за то время, что действовал юлианский календарь, мы отстали на 10 дней. По распоряжению папы, к существовавшему счету были прибавлены эти недостающие дни, так что 5 октября 1582 года всем католическим миром считалось уже за 15-е. Во избежание дальнейших ошибок в этом направлении решено было в течение каждых трех последующих веков уничтожать по одному високосному году. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900, високосные по старому стилю, перестали быть таковыми по новому, но 2000 год будет високосным.
В царской России и в некоторых других государствах, по религиозным и политическим соображениям, старый календарь оставался в силе; теперь старый стиль отстает от нового на 13 дней, через 100 лет разница составит те же 13 дней, а еще через 100 лет—14, и т. д.
Истинная продолжительность года исчисляется в 365 дн. 5 час. 48 мин. 46 сек., то есть 365,2422 суток.
Это есть продолжительность климатологического, или тропического, года, но она не соответствует в точности тому времени, которое Земля употребляет на то, чтобы обойти свой путь вокруг Солнца. Когда Земля по истечении года находится в весеннем равноденствии (о чем более подробно мы поговорим ниже), то ей надо еще пробежать известное расстояние, чтобы завершить полный оборот вокруг Солнца, а именно Земля должна еще двигаться в течение 20 минут, чтобы линия ее орбиты сомкнулась.
Астрономическое обращение Земли вокруг Солнца, или звездный год, составляет 365 дн. 6 час. 9 мин. 10 сек.— 365,2564 суток.
Земля движется вокруг дневного светила по кругу, собственно говоря, по эллипсу, который, однако, по своей форме мало отличается от круга.
Такая фигура не имеет ни начала, ни конца — природа не дает никаких указаний относительно того, где искать начало или конец года.
Со времени Карла Великого и во всех землях, подчиненных этому императору, началом года считался первый день религиозного праздника рождества (25 декабря).
Этот древний обычай оставил неизгладимые следы в англо-саксонских обычаях: в Англии и Германии рождество празднуется со значительно большей помпой и торжественностью, чем день 1 января.
Было бы логичнее и вместе с тем приятнее закончить старый год после того, как прошла зима и начинается весна, то есть перенести праздник Нового года на время весеннего равноденствия — 21 марта, или же на 1 марта, как это было у римлян 2 тысячи лет назад. В самом деле, трудно представить себе более несуразное время, чем то, которое выбрал цивилизованный мир для встречи Нового года. Его встречают тогда, когда природа спит тяжелым зимним сном, когда Земля покрыта печальным снежным саваном, и пожелания всех благ к Новому году нередко раздаются под свист и шум завывающей на дворе метели.
Во Франции обычай праздновать Новый год 1 января был установлен в 1563 году Карлом IX; в Англию он перешел только в 1752 году, вызвав вначале бурю негодования во всем народе. Прежде всего возмутились придворные дамы: они, как им казалось, оказались постаревшими не только на 11 дней, но еще на целых 3 месяца, так как официально год начинался в Англии 25 марта. Дамы поэтому никак не могли простить такой неприятный сюрприз тому, кто явился инициатором нововведения.
Рабочие также были возмущены реформой: им казалось, что они теряют 3 месяца из своего трудового года, и когда лорд Честерфильд, по мысли которого календарь был изменен, появился на улицах Лондона, народная толпа кричала ему вслед: «Верните нам наши три месяца!»
Неаполитанские монахи в свое время также были крайне недовольны реформой: они с негодованием указывали на то, что выходило, будто кровь «святого Яну ария» была пролита на 10 дней раньше, именно 9 сентября вместо 19 сентября.
Эти аргументы очень напоминают приемы римлян, которые, чтобы избежать 29 дней в феврале каждого високосного года, что считалось оскорблением богов, придумали следующую комбинацию: они постановили иметь 6-е число в этом месяце два раза подряд (bis-sextus), и таким образом «святотатство» не было допущено и «гнев богов» был предотвращен. Ведь боги не могли видеть, что один лишний день был скрыт между двумя другими!
У римлян год начинался 1 марта и состоял из 12 месяцев, которые имели следующие наименования:
- October — восьмой месяц.
- November — девятый месяц.
- December — десятый месяц.
- Januarius—январь (бог Янус).
- Februarius — февраль (бог мертвых).
Первый месяц был посвящен богу войны, главному патрону римского государства, последний — священному поминовению мертвых. Пятый и шестой месяцы впоследствии получили названия июля и августа, чтобы увековечить память Юлия Цезаря и императора Августа. Императоры Тиверий, Нерон и Коммод также пытались три последующих месяца назвать своими именами, но, к чести народов, не пойкелавших преклониться перед памятью тиранов, эта попытка не удалась.
Названия месяцев, которые мы переняли от римлян, потеряли для нас всякий смысл. В самом деле, сентябрь - седьмой месяц по римскому календарю, у нас девятый, октябрь— восьмой, у нас десятый, ноябрь — девятый, у нас одиннадцатый, и декабрь — десятый, у нас двенадцатый и последний.
Можно ли придерживаться названий, более не соответствующих? И все это потому, что начало года перенесли с марта, с весны, на январь, на зиму, то есть на самое печальное и унылое время года.
Таким образом, названия месяцев не имеют ничего общего ни с христианским календарем, так как они языческого происхождения, ни с римским, так как месяцы переставлены.